БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (1919-26), массовая акция гражданского неповиновения в Забайкалье в годы Гражданской войны и попытка организовать самоуправление вплоть до образования самостоятельного государства на основе социальных и нравственных норм буддийского учения.

Основу идеологии балагатского движения составили взгляды ламы Кижингинского дацана Л.-С. Цыденова и хамбо-ламы тибетского монастыря Гумбум Джаяк-гэгэна, согласно которым для возрождения истин­ного учения Будды следует покидать официально существу­ющие буддийские монастыри и образовывать новые внемонастырские буддийские общины. Непосредственным поводом, спровоцировавшим балагатское движение, стал указ Бурятской Народ­ной Думы (БНД) от 23 января 1919 о мобилизации бурят, родившихся в 1895—98, в армию, в ряды монголо-бурятской бригады «Зорикто-батор» в составе войск атамана Г.М. Семенова, принятый в порядке реализации постановлением ноябрьского (1918) общебурятского съезда о мобилизации 2 тыс. человек из Агинского, Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков. Вместе с бурятами мобилизации подлежали и тунгусы-буддисты. В указе отмечалось, что решение о призыве принято «в годину мировых народ­ных бедствий, коснувшихся и мирных степей бурят­ского населения, и вызвано заботой Думы о сохранении религии и народного достояния». В пояснении существа решения, направленного управляющему Забайкальской области, говорилось, что происходившие в течение послед­него года в бурятских аймаках насилия, грабежи и захваты земель вынудили общенациональный съезд бурят, состоявшийся в ноябре 1918, дать согласие на предложение атамана Се­менова о формировании 2 бурятских конных полков. Указ о призыве вызвал у верующих-буддистов значительное недо­вольство, которое усилилось в связи с применением семеновцами силы во время набора, поскольку ранее цар­ское правительство буддистов на военную службу не призывало. Ве­рующие обратились за помощью к одному из наиболее уважаемых и почитаемых лам — Л.-С. Цыденову, который счел, что БНД, пойдя на поводу у диктатора атамана Семенова и издав Указ о мобилизации, нарушила права, обычаи и традиции своего народа и фактически предала его. Поэтому верующим следует выйти из-под юрисдик­ции такого правительства и создать государство, в котором соблюдались бы принципы буддийского учения, как это имеет место в Тибете. Мнение Л.-С. Цыденова получило широкую поддержку среди населения. В Цаганском, Бодонгутском и Хальбинском хошунах прошли стихийные вы­боры делегатов в Учредительное собрание. Была образована Конституционная комиссия и организована запись желающих стать подданными («харликами») создаваемого государства. В мае 1919 состоялось Великое учредительное собрание, на котором присутствовало 102 делегата, представлявших зна­чительную часть населения Кодунской, Чесанской и Кижингинской долин, Ульдурги, Булума и других мест.

Учредительное собрание обосновало свое неприятие влас­ти БНД следующим образом: «В силу данных нам прав свободы мы постановили оставить власть управления народной думы, аймачных управ, хошунов и сомонов, действия которых направлены в особенности к военной цели, со­вершенно противной и притеснительной для нашего ре­лигиозного и гражданского сознания и войти во власть всемогущего Дарма-Ранзыйн-хана [Дхарма-раджи-хана, т. е. Л. С. Цыденова]». В пределах провозглашенного государства ликвидировались хошунные и сомонные управления БНД. Вместо сомонов образовывались тосхоны, а вмес­то хошунов — «балагатские общества», давшие название движению. Таких обществ было 11: Кижингагольское, Челсанайское, Кодунское, Улан-Бургасанское, Цаганнорское, Сарантуевское, Ородгольское, Моксохоновское, Чесаногольское, Ехэ-Булакское, Кулхисонское. Терри­тория государства включала Чесанскую, Кодунскую, Кижингинскую долины, часть территории нынешних Хорин­ского и Еравнинского районов. Местонахождение кельи Л. С. Цыденова на поляне Суархэ (Ламын Созхой, не­далеко от современного Усть-Орота) было объявлено столицей теократического государства, названной «Соёмпкус».

Государственное устройство описывалось в Конституции из 36 статей. Учреждались Великий суглаан (Народное собрание), правительство, судебные органы охраны общественного поряд­ка. Наличие каких-либо вооруженных сил Конституцией не предус­матривалось. На Собрании был торжественно оглашен Манифест об образовании теократического государства «наподобие Тибета» во главе с «ламой-ханом» Л.-С. Цыденовым, врученный представителям БНД и атаману Семенову.

Лидеры БНД сначала надеялись ликвидировать балагатское движение мирным путем, для чего дважды присылали сво­их представителей к теократам. Но члены теократического правительства от переговоров отказались, заявив, что подчиняются только Л.-С. Цыденову и никакой другой власти над со­бой не признают. Поскольку БНД собственных вооруженных сил не имела, она обратилась за помощью к атаману Семе­нову, который направил в ставку теократов отряд каза­ков под командованием начальника Верхнеудинского гарнизона полковника Корвин-Пиотровского. Л.-С. Цыденов, все министры и должностные лица теократического государства были арестованы и от­правлены в верхнеудинскую тюрьму. Семеновцы позднее еще несколько раз арестовывали Л.-С. Цыденова и его бли­жайшее окружение. Балагатское движение продолжалось и после паде­ния Семенова, после гибели в тюрьме Л.-С. Цыденова в 1922, вплоть до 1926.

Балагатское движение, развернувшееся в соответствии с древнейшим буд­дийским принципом «дхармавиджаи» («защиты с помо­щью учения-дхармы», см. Буддизм), в какой-то степени сумело временно защитить население Кижинги, части современных Хоринского и Еравнинского районов, от братоу­бийств, гражданской войны.

С.Ю. Лепехов

БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ