ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА в Бурятии, традиционная медицина Тибета, распространившаяся на территории Бурятии в XVIII в., адаптированная к новым природным и социокультургым условиям и получившая развитие в контексте исторических событий в течение 300 лет. Сформировалась на базе традиционной индийской медицины, дополненной элементами китайской медицины, приспособленной к природно-климатической среде Тибетского нагорья.

 В начальный период формирования тибетской медицины врачами были исключительно светские люди, и она еще не теряла первоначального значения светской науки. В последующие этапы истории Тибета, характеризовавшиеся усилением влияния буд­дизма на социально-политическую ситуацию в стране, медицина стала исключительной монополией духовенства и неотъемлемой частью буддийской церкви, что объясняет религиозное содержание ее доктринальных основ. В таком виде тибетская медицина распростра­нилась в Монголию и затем, адаптировавшись к новым природным условиям и обогатившись оригинальными монгольскими методи­ками врачевания, проникла в Бурятию.

Главным стимулирующим фактором развития самобытных черт тибетской медицины в Бурятии явилась географическая отдаленность от источников традиционного лекарственного сырья. Около 80 % ассорти­мента ее лекарственных средств, используемых в Бурятии, представлены забайкальской флорой. Рецептурные справочники были самым распространенным видом медицинской литературы Забайкалья, при этом общепринятыми оставались название лекарст­ва, структура и показания к применению, состав же ингредиентов подвергался значительными изменениям, иногда вплоть до полной замены всего списка.

Болезнь в тибетской медицине рассматривается как частное вы­ражение особенности бытия (страдание страдания), причинами ее служат последствия совершенных деяний (закон кармы). Бытие определяется соотношением 5 элементов: огня, ветра, воды, земли и пространства, но не в физическом их понимании, а в энергетическом и функциональном значении. Нарушение баланса этих элементов на любом из уровней человеческого бытия — внешнего, внутреннего физико-химического или психического — приводит к болезни.

Тибетская медицина в Бурятии стала 1-й системой медицинского знания и практики, до ее проникновения и распространения в Забайкалье лечением занимались шаманы, костоправы, знахари-травники. Квалифицированная медицинская помощь оказы­валась с 1808 только в виде оспопрививания, для чего по приказу Александра I в российских лекарственных школах были обучены 19 человек из населения Хоринского ведомства.

Первые врачи тибетской медицины в Бурятии — буддийские монахи, прибывшие из Монголии в смутное время правления Бошокто-Хана в 1712. Медицинская практика лам-лекарей не­мало способствовала распространению и укреплению буддизма среди бурят. Это сопровождалось строительством монастырей и становлением буддийского образования, в том числе и медицинского. Первый медицинский факультет появился в 1869 в Цугольском дацане (основан в 1850). Из Монголии был приглашен лама Чой-манрамбу, создавший школу манба и обучивший цугольских монахов проведению медицинских религиозных служб (хуралов). В основе школы лежала традиция тибетского медицинского монастыря Лавран в Амдо. В программу обучения входило заучивание канонического трактата тибетской медицины. «Чжуд-ши» с последующей сдачей экзамена, изучалась теория медицины. После достаточного усвоения теоретического материала начинались практические занятия. Критерием завершения теоретических и практических этапов обучения служило знание трактата «Лхантаб», написанного С. Жамсо (1653-1705). Позже медицинские школы стали формироваться в Агинском, Эгитуйском, Ацагатском, Джидинском, Тугнугалтайском, Янгажинском, Кыренском и других даца­нах. Образовательный стандарт, разрешающий осуществлять врачебную практику, был одинаков для всех медицинских школ — знание «Чжуд-ши» и «Лхантаба».

К началу ХХ в. тибетская медицина получила широкое распростране­ние в Забайкалье. По приблизительным данным, к концу XIX в. здесь насчитывалось около 500 лам-лекарей. Уровень их подготовки не был одинаков. По квалификации они делились на 3 категории — высшая, средняя и низшая. К высшей категории (около 3 % от общего количества всех лекарей) от­носились ламы, получившие полное медицинское образование и имевшие соответствующий стаж и опыт медицинской практики. Около 12 % лам-лекарей с неполнным образованием относились к средней категории. Остальные монахи-лекари были поверх­ностно знакомы с тибетской медициной и знания черпали в основном из рецептурных сборников. Даже в период наивысшего расцвета, достигнутого тибетской медициной в Забайкалье к началу ХХ в., помощь квалифицированных лекарей была практически недоступна широким слоям населения. Врачи с полным медицинским обра­зованием большей частью вели прием в монастырях, а население, жившее вдали от дацанов и в большинстве своем неимущее, пользовалось услугами эмчи-лам низшей квалификации. К их помощи обращались не только люди, исповедовавшие буддийскую религию, но и эвенки и русские, проживавшие в Забайкалье.

После Октябрьской революции, когда началась борьба с буддийским духовенством как сословием, якобы угнетаю­щим трудящиеся массы, в целях спасения и сохранения тибетской медицины была предпринята попытка ее реформирования. Предлагалось изменить систему медицинского образования: из монастырской она должна была полностью превратиться в светскую. В программу обучения наряду с традиционными знаниями включались элементы европейской медицины: по ее канонам студенты должны были изучать анатомию и физиологию, а также некоторые методы диагностики. Реформа касалась и системы выдачи лекарств: приме­нять в лечебной практике дозволялось только лекарственные препараты, изготовленные в специально создаваемых централизованных аптеках. Предполагалось, что врач получает ежемесячный оклад, а пациент оплачивает только стоимость медикаментов. При каждой школе планировалось орга­низовать лечебницы для стационарного лечения больных. Строго запрещалась медицинская практика ламам, не полу­чившим медицинского образования. По форме это было полное отделение тибетской медицины от буддийской церкви, что, по мнению реформаторов, могло дать толчок к новому этапу ее распространения и развития.

Для осуществления реформы в первой половине 1920-х гг. под руководством известного путешественника профессора Г. Цибикова был создан Центр тибетской медицины и открыта 1-я школа нового образца при Ацагатском дацане — самая крупная в истории тибетской медицины в Бурятии. Однако попытки сохранения тибетской медицины даже путем отделения ее от религии и церкви не увенчались успехом. Руководством ВКП(б) тибетская медицина рас­сматривалась как сильнейшее средство эксплуатации и воздействия буддизма на население. Основой успешной борьбы с тибетской медициной должно было стать увеличение сети медицинских учреждений, их первоочередное открытие в отдаленных аймаках. Параллельно предписывалось проводить среди населения широкую кампанию за отказ от медицинских обслуживания у лекарей-лам, разоблачать все случаи их вредительства и устраивать общественные судебные процессы. Особое внимание сосредоточивалось на минимизации, а затем и полном исключении влияния руководителей ламства Ацагатской школы.

Мероприятия по дискредитации тибетской медицины в Бурятии, сопровождаемые усилением налогообложения лам, су­зили их медицинскую практику. К концу 1930-х гг. практически все ламы, в том числе лекари, были заключены в лагеря или расстреляны. В начале 1940-х гг. закрыт центр тибетской медицины при Ацагатском дацане.

Гонения не привели, тем не менее, к полному раз­рыву в преемственности передачи медицинских знаний и опыта и утрате интереса к этой важнейшей составной части традиционной культуры. В послевоенное время ситуация изме­нилась. Патриотически настроенные бурятские буддисты в период Великой Отечественной войны получили раз­решение восстановить свою церковь. Многие ламы, освобо­дившиеся к этому времени из лагерей, нелегально проводили религиозные церемонии для односельчан и практиковали тибетскую медицину. Власти наблюдали за их деятельностью, но особых репрессий уже не применяли, ограничиваясь собеседованиями и предупреждениями.

В 1968 с научно-исследовательской работы по описанию лечебных свойств лекарственных средств тибетской медицины начался новый этап ее развития в Бурятии. С этого времени ведутся комплексного исследования в области тибетской медицины с целью внедрения ее многовекового положительного опыта в практику современного здравоохранения. В 1970 на базе тематической группы была организована лаборатория биологически активных веществ, а в 1975 создан отдел тибетской медицины. Изучение проводилось с участием носителей традиционных знаний — бывших эмчи-лам.

В 1989 в Бурятии при поддержке Министерства здравоох­ранения республики было организовано новое хозрасчетное медицинское учреждение — Центр восточной медицины, основными задачами которого являлись внедрение в практическое здраво­охранение научных исследований Отдела биологически активных веществ Бурятского научного центра СО РАН, Института общей и экспериментальной биологии, С.-Петербургской химико-фармацевтической академии и других научных учреждений, а также систематизация огромного многовекового опыта традиционной медицины народов, проживающих на территории Забайкалья. Открыты поликлиника и фитоаптека, в 1990 — бюджетный стационар, где наряду с методами других направлений восточной медицины применяются и методы тибетской медицины, преимущественно в фитотерапии.

С 1990-х гг. в Бурятии возрождается монастырское медицинское образование. На базе Агинского и Иволгинского дацанов создаются медицинские факультеты манба-дацаны, в которые для преподавания приглашены специалисты тибетской медицины из Тибе­та и Монголии. В 1993 создана Агинская буддийская академия, которая начинала свою деятельность как филиал Института тибетской медицины и астрологии г. Дхармасалы (Индия). В 1998 филиалом получена лицензия Министерства общего и профессионального образования РФ на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего религиозного образования; ему придан статус высшего духовного учебного заведения с 5-­летним курсом обучения и присвоено новое название — Агинский Бурятский буддийский институт.

Развернувшиеся в 1960-х гг. в Бурятии комплексные исследования опыта тибетской медицины и внедрение в современную систему здра­воохранения свидетельствуют о научной и практической значи­мости этой медицинской системы, ее методов диагностирования и лечения. При этом тибетская медицина сохраняет свои концептуальные основы, базирующиеся на буддийской философии, чем объясняется возрождение традиций получения медицинского образования в дацанах. Центры тибетской медицины функционируют не только в Бурятии, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Лит.: Базарон Э.Г. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ, 1984; Пупышев В.Н. Тибетская медицина: язык, теория, практика. Новосибирск, 1991; Грекова Т.И. Тибетская медицина в России: история в судьбах и лицах. СПб., 1998; Гармаева Ч.Ц. Историогра­фия тибетской медицины. Улан-Удэ, 2002; Дашиев Д.Б. Тибетская медицина в Бурятии // Буряты. М., 2004; Аюшеева Л.В. Тибетская медицина в России. Улан-Удэ, 2007.

Л.В. Аюшеева

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА